Четверг
18.04.2024
22:13
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ДР "Эльдорадо"
МБОУ "СОШ №30"
Главная Регистрация Вход
Школьный конфликт: избегать или разрешать? »
Меню сайта

Форма входа

Конфликты – довольно распространённая ситуация в общении. Они являются естественной частью нашей жизни, могут ожидать нас при встрече с новым человеком или в беседе с давно известным. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности.

Конфликт (лат. confliktus) – означает столкновение противоположно направленных сторон, мнений, сил, поэтому конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами: лицами или группами.

Движущей силой любого конфликта является столкновение целей, интересов и мотивов его участников.

Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях, в зависимости от того, чьи интересы и как отстаиваются во время конфликта:

Конкуренция – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другого.

Сотрудничество – выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс – выбор, при котором сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Уклонение – уход от конфликтных ситуаций, от достижения собственных целей.

Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

 

Шесть ступенек к разрешению конфликта

 1. Чего я так хочу, что это привело к конфликту? Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?

2. Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно? Например, спорим ли мы из-за футбольного мяча или же из-за того, в какую играть игру во время перемены и какую смотреть телевизионную программу?

3. Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим, чего хотим? Сколько таких решений я могу придумать? Сколько мы их можем придумать вместе с моим противником? Сколько решений нам могут подсказать одноклассники?

4. Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?

5. Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих? С каким из них мы оба согласимся? Будем ли мы придерживаться этого решения?

6. С чего нам следует начать после того, как мы примем решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись? Будем ли мы придерживаться этого решения в дальнейшем?

 

Тест «Самооценка конфликтности»

Тест позволяет определить степень собственной конфликтности.

Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале, насколько в вас представ­лено каждое свойство, приведенное в таблице.

Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой час­ти таблицы, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы.

Обработка и интерпретация результатов: подсчитайте общую сум­му баллов и оцените свою степень конфликтности.

 

1. Рветесь в спор

7   6   5   4  3  2  1

Уклоняетесь от спора

2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений

7   6  5  4  3  2  1

Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном

3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать

7   6  5  4  3  2  1

Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего

4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов

7   6  5  4  3  2  1

Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов

5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента

7   6  5  4  3  2  1

Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента

6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку

7   6  5  4  3  2  1

В напряженной обстановке чувствуете себя неловко

7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер

7   6  5  4  3  2  1

Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8. Не уступаете в спорах

7   6  5  4  3  2  1

Уступаете в спорах

9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта

7   6  5  4  3  2  1

Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя

7   6  5  4  3  2  1

Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

 

60 и более баллов — высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищите повод для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением глубинное чувство собственной неполноценности?

50-60 баллов — выраженная конфликтность. Вы настойчиво от­стаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда лю­бят, но зато уважают.

30-50 баллов — конфликтность выражена слабо. Вы умеете сгла­живать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необхо­димости готовы решительно отстаивать свои интересы.

15-30 баллов — конфликтность не выражена. Вы тактичны, не лю­бите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.

Менее 15 баллов – для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой – либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение окружающих?

 

 Основные правила поведения в конфликтной ситуации.

1.   Правило справедливого отношения к инициатору конфликта.

Для того, чтобы конфликт с первого же шага не пошёл по «кривому пути», нужно справедливо и, главное терпеливо отнестись к инициатору столкновения: сразу же «с порога» не осуждать, не отмахиваться, не бранить, а внимательно и доброжелательно его выслушать.

 2.   Не расширять предмет ссоры, зону конфликта.

Под предметом понимается причина недовольства партнёра: что конкретно не устраивает. Конфликт обычно разгорается вокруг какой-либо конкретной ситуации, идеи, поступка. Если уж он возник, лучше остаться в рамках спорной проблемы, не переносить его ни на что другое. Когда предметов конфликта много, ссора неизбежно затягивается, и «ей не видно конца». Сократите чисто претензий!

 3.   Правило позитивной формулировки острой ситуации.

«У меня сегодня очень болит голова, вы не могли бы говорить немного потише?»

Инициатор как бы находит постороннюю причину, заставляющую его предъявить претензию, что ослабляет напряженность ситуации, способствует смягчению конфликта.

 4.   Правило эмоциональной выдержки.

Самое обязательное условие спора – максимально возможный спокойный и ровный тон высказываний, точность и продуманность слов. В голосе и словах не должно быть и намека на раздражённость, гнев, упрёк, оскорблений в адрес партнёра.

Очень трудно оставаться спокойным, когда вам предъявляют беспочвенные обвинения, оскорбляют, предъявляют нелепые (с вашей точки зрения) требования и претензии. Это,  как правило свидетельствует о том, что конфликт вызван какими-то глубинными интересами, которые вам необходимо учесть, чтобы найти решение проблемы и восстановить взаимоотношения.  

 5.   Правило обезличенного спора.

Избегайте личных конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства человека. Нельзя, чтобы претензии по поводу громкого телефонного разговора человека переходили в оскорбление его личности. «Вы не просто громко говорите, вы – болтун!»

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0